В министерстве указали на ошибку в предыдущей публикации: параметры для мототехники есть в техрегламенте, а ТО владельцы проходили без проблем. Серьёзно?
На отсутствие внятных требований к техосмотру мототехники редакция Kolesa.kz наткнулась, разбираясь с вопросом, как проходить обследование мопедам, после того как их начнут ставить на учёт в 2025 году. В Минтрансе нам тогда заявили, что действительно параметры, которым должны соответствовать байки, ездящие по нашим дорогам, нигде не прописаны, и пообещали эту проблему постараться побыстрее решить.
Но накануне вечером с редакцией связались представители министерства и сообщили, что требования к мотоциклам всё-таки нашлись в одном из приложений к техрегламенту Таможенного союза. По заверениям чиновников, и техосмотр мототехники все эти годы проводился без проблем.
Давайте попробуем в них сначала разобраться.
Искомые параметры в техрегламенте действительно есть, но прописаны они половинчато. К примеру, требования к тормозам указаны только для легковых, грузовых автомобилей, автобусов и прицепов. Про мотоциклы — ни слова. В документе есть лишь раздел «Нормативы эффективности торможения транспортного средства при проверках в дорожных условиях», только в нём появляются мотоциклы, мопеды, квадроциклы, трициклы и т. д. При этом совершенно непонятно, как будут проверять в этих самых «дорожных условиях» тормоза у мототранспорта на станции техосмотра.
Требования к рулевому управлению прописаны в общих чертах. Более подробно лишь для легковых, грузовых авто и квадроциклов.
Требования к световым приборам опять-таки только общие. С подробным описанием светотеневых границ для легковых авто. Про мотоциклы и мопеды — молчок.
Требования к обзорности — только для квадроциклов с кузовом закрытого типа.
Требования к наличию зеркал заднего вида — у мототехники одно должно быть справа и одно слева.
Требования по остаточной глубине рисунка протектора шин — расписаны не совсем понятно, подразумевая, по всей видимости, все транспортные средства категории L.
Требования к двигателю и его системам, по содержанию CO₂ — также для L.
Требования к предельному уровню шума — снова общие для L
Помимо этого, в техрегламенте прописано, что у мотоциклов не допускается:
- неработоспособность или отсутствие рулевого демпфера; отсутствие подножек или рукояток для пассажиров на седле (если они предусмотрены заводом); отсутствие дуг безопасности или приведение их в состояние, при котором невозможно их использование по назначению; наличие люфта в соединениях рамы мотоцикла с рамой бокового прицепа.
То есть часть требований в документе относится к мопедам, другая — к мотоциклам, а что-то расписано в общих чертах. И как проверять то, что нигде не прописано, совершенно неясно. О чём мы, собственно, и рассказали в прошлой своей публикации без технических подробностей. Конечно же, нужно было всё по полочкам разложить — тут есть упущение редакции. Помимо этого, в Минтрансе уверены, что мотовладельцы все последние десять лет проходят техосмотр без проблем. И вот тут снова вопросики…
Как тогда быть с жалобами самих мотоциклистов, рассказывающих, что либо на ЦТО их технику могут к осмотру не принять, либо просто сфотографировать и выдать диагностическую карту без фактических проверок? В центрах элементарно нет необходимого для этого оборудования. И половина параметров, которые нужно проверять, как мы уже говорили, тоже никому не известна. За что же всё-таки платят мотоциклисты?
А весной та же история начнёт повторяться и с мопедами.
Источник: kolesa.kz